В продолжение очерка об истории чешского гостеприимства, пивниц, господ и рестораций, немного расскажу вам о традициях пражского пивного района Žižkov (Жижков). Уходящие корнями еще в позапрошлое столетие, они мало изменились в XXI веке. Несмотря на то, что современные экономические реалии изменили пивной ландшафт Жижкова (очередным доказательством послужило прошлогоднее закрытие самой старой жижковской пивницы U Slovanske Lipy), местный менталитет остался таким же. Поэтому туристические штампы, называющие Жижков «пивным сердцем Праги», останутся избитыми клише, никак не передающими истинное положение вещей. В Жижков надо ехать не только и столько за пивом, сколько за атмосферой, колоритом и мистическими знаниями. Именно из Жижкова растут корни чешской пивной культуры. Жижков был главным убежищем Ярослава Гашека. Конечно, вы возразите! Дескать, Гашек начинал писательскую карьеру, рассказывая занимательные истории в обмен на пиво, в легендарной господе U Brejšků. Так то оно так, но истории эти рождались на Жижкове, где и жили самые колоритные пражские персонажи. На сегодняшний день самыми старыми жижковскими пивницами, остающимися на прежних местах являются «U kulaté báby», «U Slovanské lípy» (ходят слухи, что пивница вновь будет открыта), «U Mariánského obrazu».
В основу этой жижковской истории положен материал, взятый мной на основе переводов из газеты «Žižkovsle listy».
В конце XIX века, Жижков представлял собой отдельное поселение, примыкающее к Праге. В отличие от соседних аристократических Краловских виноград, на Жижкове жил простой люд – ремесленники и рабочие, впрочем вечера они проводили, как дворяне или мещане – ели, пили, общались, правда в заведениях несколько иного уровня. Могли зайти купить стаканчик нуссбергского вина за 50 крейцеров, или прелатского на другой стороне улицы, за 90. Для дам предлагался сладкий Токай или дешевое вино из местного винограда, обильно произрастающего здесь. Кроме вин, люд активно потреблял абсент, пльзеньское пиво, утопенцы и громкую музыку. Как вы помните из моего прошлого рассказа о чешских господах, лет 120-150 назад, в господах формировалось чешское национальное самосознание, возрождался язык, культура, тогда как современные господы, превратились в клубы для обсуждений спорта, политики и сплетен. Всему свое время.
И тут мы снова вспоминаем Ярослава Гашека. Именно из пражских господ в жижковские он исчезал за вдохновением и пивом. Особенно часто любил бывать в господе «U kamenáče» в Husově улице. По рассказам владельца пивницы, Ярослав обычно заявлялся вместе с парочкой друзей, начинали они с рома, переходя на пиво и закуски. При этом, частенько Гашек расплачивался будущей долей от продаж в этой господе своего «Швейка». Предлагая определенное количество еще не изданных книг по себестоимости, в качестве оплаты.
Вновь возвращаясь к жижковским пивным того времени, важно отметить еще одну деталь. Типичная пивница редко вмещала в себя больше трех столов, кроме рестораций с заградами (пивными садами), бочки с пивом всегда хранились в склепах. Также достоверно известно, что кроме пива Жижковаки (жители Жижкова) любили употреблять крепкое спиртное вроде ямайского рома, про который тем не менее все знали, что его выгнали в подпольной самогоноварне, по соседству.
Продолжение следует…
Черт возьми так красиво описал, что я почувствовал себя на 9 лет моложе и я как снова в первый приезд в Прагу в Жижкове в отеле Альфа, вечером, уложив дам, совершаем забег по пивницам. А такой вопрос 9 лет назад на улице Миличовой была пивница Ямайка с нимбуркским пивом. Закрыли? Еще помню половину Праги была «завалена» Златопраменом, а сейчас его не видно (правда я насчет последнего, как и первого не сильно переживаю)
вот эта Ямайка, на Смихове? http://pivoman.su/?p=1795
9 лет назад именно в Жижкове была такая же Ямайка, а в последнее время все как то в Праге не хватает время заглянуть, вот и хотел узнать жива она или нет.
Жижков действительно обладает уникальной атмосферой и колоритом. При следующем посещении Праги опять постараемся там снять отель.