Чешское пиво в лицах. Ян Веселы — Глава Чешского союза пивоварен и солодовен

Радио Прага опубликовало интервью с Яном Веселым (Jan Vesely), председателем Чешского Союза Пивоварен и Солодовен (Český svaz pivovarů a sladoven).

Факты о Чешском Союзе пивоварен и солодовен от Пивного Адвоката. Союз пивоварен и солодовен является самостоятельным и независимым объединением производителей пива, солода и хмеля Чехии, зарегистрированным в 1990 году. На сегодняшний день, Союз объединяет как представителей пивоваренных гигантов — Пльзеньский Праздрой, Будеевицкий Будвар, Старопрамен, так и средние пивоварни – Svijany, Bernard и минипивоварни, например Страконице, Гавличкув Брод, У Флеку. Чешский союз пивоварен и солодовен репрезентует все чешское пиво, как единый бренд и в Чехии и в Европе.

Я встречаюсь с паном Веселым в Пивоварском думе, близ офиса Союза, где на чепу стоят как типичные чешские пива, так и специалы, нехарактерные для Чехии. Штаб-квартира Союза находится на этом месте более 30 лет. Именно туда когда-то и пришел Ян Веселы, с образованием в области экономики, финансов и бухучета, чтобы устроиться финансистом.

«Это был тот самый шанс, который встречается раз в жизни. Меня пригласили хедхантеры. Любопытно была устроена пирамидальная модель в социалистической системе бизнеса: все производители пива, сахара, домашней птицы и мяса управлялись, каждый из одной штаб-квартиры. Меня пригласили в офис организации, которая управляла производителями пива, которая искала начальника финансового отдела. И я просто пришел. Причем я не знал, что эта организация управляет пивной индустрией, думал, что идет речь о какой-то отраслевой ассоциации производителей напитков. Всё было покрыто тайной. Хорошо помню, как это было. Первое или второе января, в начале года, я тогда был полон энтузиазма. Уже тогда в этой штаб-квартире была своя особенная атмосфера. С тех пор, за моих 33 года здесь, ни разу так не случалось, чтобы я чувствовал себя несчастным в такой особенной индустрии, как пивная. Особенно в такой стране, как Чехия, где пиво что-то вроде религии».

Каковы были условия ведения бизнеса в те годы, по сравнению с нынешними?

«Тогда были времена марксистской экономики. Приоритетными считались тяжелая промышленность, ядерная, химическая и т.п. Все национальные ресурсы были сфокусированы на них. Чешское пиво было словно Золушка, с мизерными капитальными инвестициями. Точно могу сказать, что в период 1970-1980хх, чешские пивоварни были очень плохо технически оснащены. Никакой нержавеющей стали, а каждый сладек, словно волшебник. Знаете, это было непросто. Тем не менее, были в чешском пиве исключения по части оснащенности. Привилегированными считались Пльзеньский Праздрой и Будеевицкий Будвар. Следующим фактором, негативно влияющим на пивную отрасль, кроме слабого технического оснащения, была система дистрибьюции. Только шесть пивоварен во всей Чехии с шестью торговыми марками пива имели право продаваться по всей стране: Праздрой, Будвар, Гамбринус, Старопрамен, Велкопоповицкий Козел, Радегаст. Такая система сбыта жестко контролировалась».

После революции, у всех, в том числе вас появилась возможность приватизации государственной собственности. Нет ли у вас сожалений, по поводу исчезнувших пивоварен и как вы относитесь к приватизации вообще?

«В Чехии по состоянию на 1900 год было около 1000 пивоварен, а к 1989 году их осталось 97. Процесс изменений был непрерывным на протяжении целого столетия. Это необратимый и естественный процесс. Тем не менее, после революции пивной бизнес в Чехии получил огромные перспективы. Да, последние несколько лет потребление пива в  Чехии снизилось, но пивоварни активно начали модернизировать производство и смогли наладить стабильный экспорт. При этом, из 97 тех пивоварен, которые были в Чехии в 1989 году, сейчас осталось только 47. Как вы знаете, после революции наступили тяжелые времена. Все было новым и непонятным. Система пирамид исчезла. Каждая пивоварня стала независимой, но их директора были пивными технологами, а не предпринимателями. Они ничего не знали ни о системе права, ни об экономике, ни о бизнесе. Тем не менее, в Чехию пришли иностранные инвестиции, в том числе в пивоваренную отрасль. Проблема заключалась в том, что наши бизнесмены даже не могли правильно организовать денежные потоки и инвестиции им не помогли. Но случилось, что случилось. Главное, что на сегодняшний день количество мини и ресторанных пивоварен только увеличивается. Это постоянный тренд. В 1990 году существовала единственная ресторанная пивоварня в Чехии – «У Флеку», а сегодня их больше 100 (120 по состоянию на сентябрь 2011г., прим. Пивной Адвокат).

Запись опубликована в рубрике Интервью, Чешское пиво с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «Чешское пиво в лицах. Ян Веселы — Глава Чешского союза пивоварен и солодовен»

  1. Уведомление: Чешское пиво как бренд, охраняемый Еврокомиссией | БЛОГ ПИВНОГО АДВОКАТА

  2. Уведомление: Лучшее пиво Чехии 2011 по версии Чешского союза пивоварен и солодовен | БЛОГ ПИВНОГО АДВОКАТА

  3. Уведомление: В Чехии вырастили меньше хмеля | БЛОГ ПИВНОГО АДВОКАТА

  4. Уведомление: Производство пива в Чехии в 2011 году выросло | БЛОГ ПИВНОГО АДВОКАТА

Добавить комментарий